Wednesday, July 01, 2009

Портреты Бинош / Portraits of Binoche (Sept. 2008)

Кино, картины, танец, стихи... Жюльет Бинош прекрасно выглядит на пути к признанию её национальным сокровищем Великобритании.

В настоящее время в лондонском BFI Southbank проходит ретроспектива фильмов Бинош под названием «Ликования» (Jubilations). Во вторник она дала интервью Джефу Эндрю (Geoff Andrew), а в Национальном театре она говорит новый танцевальный проект с хореографом Акрамом Ханом (Akram Khan), под названием in-i.

Бинош выпустила новую двуязычную книгу стихов о режиссерах, с которыми она работала. Кроме того, BFI Southbank готовит серьезную выставку картин Бинош, под названием «Портреты в-глазах» (Portraits In-Eyes) – название предполагает некоторое «брендовое» соответствие с названием танцевального спектакля. В целом, это мультимедийный праздник, фестиваль Бинош, Binochapalooza для любителей культуры.

Безусловно, её привлекательность действует безотказно. Выдающийся британский сценарист однажды рассказал мне, что когда он брал интервью у Жюльет Бинош, он попросту попал под её чары, поглощенный импульсивной, эмоциональной атмосферой, которую эта красивая и харизматичная женщина создает вокруг себя.

Меня заинтересовала выставка картин Жюльет Бинош, и на этой неделе я забрела в фойе BFI Southbank. Меня занимал вопрос, окажутся ли эти картины абсурдными.

Но нет. Эта выставка - настоящее удовольствие. Я не собираюсь обсуждать картины Жюльет Бинош с позиции произведений искусства. Хотя они могут выглядеть наивными, мне её картины показались остроумными, проницательными, изящными и щедрыми эмоционально – своеобразные карикатуры в духе импрессионизма, - а также глубоко интригующими и очаровательными.

Выставлены 34 пары "плечевых" портретов: каждый изображает режиссера, с которым работала Жюльет Бинош, и противопоставленный ему автопортрет персонажа – вернее, впечатление от персонажа, которого Бинош играла в фильме данного режиссера. Среди изображенных режиссеров – Жан-Люк Годар, Кшиштоф Кесьлевский, Михаэль Ханеке, Энтони Мингелла, Джон Бурман, Ху Сяо Сен и Аббас Киаростами. И напротив каждого - Бинош. На некоторых картинах больше сходства, чем на других, но никто не станет отрицать талант Бинош и тот факт, что она воспроизвела не менее 34 различных версий себя, совершенно новых и непохожих, и тем не менее, узнаваемых, - это действительно блестяще.

Наилучшие портреты-исследования получались, когда она работала с режиссером два раза. Михаэль Ханеке на фильме «Код неизвестен» (2000) - бородатый мудрец спокоен, бледен, неприступный: моментально узнаваемый портрет. Анна, персонаж Бинош, спокойно смотрит чуть вверх.
Но посмотрите на пару портретов, представляющих их работу над шедевром Ханеке, «Скрытое» (2005).

Её автопортрет в роли Анны: глаза опущены, возможно, она глубоко ранена, стыдится лжи и уверток мужа героини, прекрасно сыгранного в этом фильме Даниэлем Отеем (Daniel Auteuil). Но Ханеке здесь выглядит странно: по-мультяшному вытаращенные в смятении глаза, взгляд немного вправо – отчасти похож на Гомера Симпсона, отчасти – на «Крик» Мунка. Портрет создает поистине комический и драматический эффект, и я громко засмеялась, увидев его. Действительно ли Бинош увидела на съемочной площадке уязвимую, переменчивую, глуповатую сторону личности Ханеке, которую он не показывает критикам или журналистам? Или она просто спроецировала на его лицо собственные чувства?

Я не знаю. Есть вязкие, проницательные портреты других. Её Годар – у которого Бинош впервые снималась в кино в 1985, в фильме «Приветствую тебя, Мария» - хорош.

Киаростами, в новом фильме которого (Ширин, Shirin, 2008) только что сыграла Бинош. Она уговорила великого человека снять свои неизменные темные очки, - сомневаюсь, что он сделал бы это для репортеров или фотографов.

Её Андре Тешине (вверху), который снимал Бинош в «Свидании» (1985) выглядит неумеренно скорбным, глаза опущены вниз направо, тогда как она сама дерзко смотрит вправо вверх, создав акцент на линии глаз – и становясь странно похожей на Дэвида Уоллиамса (David Walliams).

Её Абель Феррара (Abel Ferrara) выражает бесконечную усталость и затуманенность, и рядом с ним Бинош сделала себя похожей ни на что иное, как на пятнами наляпанную Мону Лизу.

С Энтони Мингеллой (вверху), у которого она играла в «Английском пациенте» (1997), Бинош видит себя маленьким мальчиком.

Взятые отдельно, эти работы могут выглядеть незрелыми, подобием рисунков уличного художника, однако важен их совокупный эффект; это - эмоциональный и личный архив. Интересно, какие-то из портретов продаются?

источник

Перевод (с сокращениями) – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...