Tuesday, February 03, 2009

«Двойные жизни, вторые шансы»: Эпилог / Double Lives, Second Chances (Epilogue)

«Двойные жизни, вторые шансы»: кинематограф Кшиштофа Кесьлёвского / (Double Lives, Second Chances: The Cinema of Krzystzof Kieslowski) // Аннетта Инсдорф (Annette Insdorf)

Эпилог

В последние годы жизни Кшиштоф Кесьлевский был склонен к отчаянным, полным безысходности утверждениям. Одни касались мира в целом, другие его лично. В интервью французскому телевидению в 1994 году он сказал: «Кино утратило свою важность. В 1960-е, 70-е и в начале 80-х кино имело значение. Поскольку все были против коммунистической системы, нам было легко рассказывать истории, понятные для всех, даже несмотря на цензуру. А теперь зрители не знают, что они хотят увидеть, а мы не знаем, что мы хотим сказать».

Он всё больше уставал от процесса киносъемок: в той же телепрограмме он описал процесс создания киносценария как монотонный, поиск натуры - как утомительный, а съемку назвал скучной. «Единственное, чего мне будет не хватать – монтажного стола», - заключил он.

Продюсер Марин Кармиц отмечал постоянное гнетущее самоощущение Кесьлевского: «Я знаю, он считал «Красный» своим лучшим фильмом. Но очень важным для него было то, сможет ли он продвинуться дальше, или рискует начать повторяться. Отсюда вопросы, которые можно задавать по поводу его смерти». (Amiel)

Кесьлевский не любил организованной религии. Когда кто-то на Каннском кинофестивале 1994 года назвал его «моралистом», он отверг этот ярлык. На вопрос о метафизике он ответил, пожав плечами: «как вам угодно».
Если Кесьлевский присутствует в нас, то это, наверное, благодаря трансцендентному, в которое он верил: как он сказал в «Я - так себе» - «ощущение, что есть нечто большее, чем мы способны увидеть».

В Париже продюсерская компания Марина Кармица МК2 в 1997 году организовала ежегодную Премию имени Кесьлевского (Prix Kieslowski), предназначенную для кинематографистов в возрасте от 16 до 26 лет.

Претенденты представляли сценарии на темы Гражданство, Уважение и Справедливость. МК2 финансировал съемки трех коротких фильмов по выигравшим сценариям, а затем работы показывались в многочисленных кинотеатрах. В 1998 году были другие конкурсные темы – Даровать, Принимать, Делиться. И вновь Премия Кесьлевского вручалась трём сценариям в каждой категории.

Приз, наверное, понравился бы Кесьлевскому, который посвящал много времени работе со студентами. Он преподавал режиссерское и сценарное мастерство не только в Киношколе Лодзи, но и в Катовице, в Берлине, Хельсинки и в Швейцарии.

На пресс-конференции в Бостоне в 1995 году он использовал метафору:
«Поезд движется в определенном направлении, вагон кино переполнен. И чтобы другие могли сесть, кто-то должен с него сойти, давая больше пространства».
Но вместо пространства Кшиштоф Кесьлевский оставил пустоту, вакантное место, которого никто не занял.

источник

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...