Tuesday, February 12, 2008

Карин Виар и Кароль Буке о фильме "Ад"/Karin Viard and Carole Bouquet about "Hell"

Карин Виар, исполнительница роли Селин / Karin Viard (Celine)
Мне выпала возможность познакомиться с Данисом Тановичем на Каннском кинофестивале, где мы оба были членами жюри [2003]. Это чрезвычайно одаренный молодой человек. Он обладает не только талантом музыканта, но и острым восприятием поэзии и литературы. Он снимает очень стильные фильмы, величественные, убедительные и простые. Прибавьте к этому его элегантность и благородное стремление избегать навязывания собственных предпочтений и стремлений. Он оставляет другим свободу быть самими собой. Я люблю его фильм «Ничья земля», который смотрела много раз, и мне хотелось ответить ему, когда он предложил мне сценарий «Ада». Он позволили мне решить, кого из трех сестер я буду играть. Я выбрала Селин. Ее образ меня очень притягивал.
Я сразу же почувствовала себя плененной трагической стороной ее характера. Я очень хорошо понимаю, что означает «жертвовать» собой! Колонки новостей полны историями о дочерях или сыновьях, лишенных права на собственное существование, вне жизни их родителей. В этой жертве есть мифологический размах. Я подумала, что будет необыкновенно волнующе - погрузиться в эту область, приблизиться к кому-то, поставившему собственную жизнь в режим ожидания. Образ Селин был настолько далек от меня лично, что сначала мне было немного трудно найти правильный тон. В то же время работа в поисках характера была волнующей. Сниматься у Даниса Тановича – как нырять в ледяную воду. Конечно, вода холодная, но как хорошо потом, чувствуешь себя согретой и такой живой – кровь кипит!

Селин убегает от собственной жизни, все её действия – это самоотрицание, ради заботы о матери. Чтобы компенсировать... Селин гибнет от одиночества. Можно предположить, что ее никогда не касался мужчина. Но она так живет, без горечи или недовольства. Она привыкает к тому, что существует множество вещей, которых ей не суждено иметь. Мне понравилась идея не превращать ее в монашенку, а, скорее, в женщину, заключающую в себе тайну несуществования. Встреча с Себастьеном пробудила ее от долгой летаргии. Чтобы достучаться до нее, Себастьен выбирает стихотворение Меши Селимовича.
В существовании, в страсти человек живет, человек сохнет.
В существовании, в страсти - я потерялся в поисках...
Я мечтаю о жизни, и я живу в мечтах.
Я прячу свое сердце, я осуждаю свое сердце
В том, что оно уже не живет,
в том, что оно снова мечтает.
В надеждах, в ожидании.
В этот момент Себастьен говорит с нею так проникновенно, что она позволяет себе мысль о любовной связи.
Данис заставил нас сыграть эту сцену уже на второй день съемок. С Гийомом Кане мы были не слишком уверены в характере наших отношений, мы все еще находились в поисках. Но Данис намеренно использовал этот недостаток уверенности, поскольку эта незащищенность отлично совпадала с ситуацией, в которой оказались наши герои именно в тот момент.

Данис всегда разряжал юмором атмосферу напряженности, преобладавшую во время съемок наиболее сложных сцен, позволяя нам от души посмеяться между съемочными сессиями. Это чудесный метод. Каждый раз я начинала, словно обновленная, и мое воображение двигалось свободно.

Отношения между Селин и ее матерью основаны на взаимодействии неопределенных, двойственных чувств. Эти отношения сосредоточены на каком-то безумии. И все же ни одна из них не может сбежать из этого чудовищного плена, связывающего их вместе. Селин, предпочитающая отказаться от собственной жизни ради того, чтобы заботиться о матери, возможно, единственная из трех сестер, кого нельзя рассматривать в качестве Медеи. Еще я думаю, Селин хочет быть защитницей образа отца. Отпустить мать означало бы позволить отцу навсегда умереть. Она одновременно и отец, и мать; она – эта пара, семья, и она должна остаться.

И поскольку ее встреча с Себастьеном происходит в подходящий момент, Селин меняется. Когда она спрашивает свою сестру Софи: «Ты никогда не думала, что над тобой нависло проклятие, которое мешает идти вперед?» - Селин понимает, что она должна противостоять этому проклятию, она - его гарант. У нее есть яд, это правда, но она знает также, что у нее есть и противоядие. С этой точки зрения фильм несет долю оптимизма, поскольку три сестры движутся в позитивном направлении.

Для Даниса Тановича минимум слов придаёт значение тому, что должно быть сказано. Невероятную жизнестойкость «Ничьей земли» можно найти и в «Аду». Данис Танович напоминает свои фильмы, в нем есть нечто трагическое, надломленное, но в то же время в нем много жизни, он полон энергии и юмора.

Кароль Буке, исполнительница роли матери / Carole Bouquet (The mother)
Когда я впервые встретилась с Данисом Тановичем, я чувствовала себя так, как при знакомстве с образом Люси Обрак (Lucie Aubrac). Эти две личности, несущие на себе отметину своей борьбы, создают мощное ощущение физического присутствия, одновременно с невероятной нежностью и добротой. Во время недавней поездки в Сараево, где я был "крестной матерью" фестиваля, Данис показал мне город, и тогда я поняла, что именно он пережил. Нет ни одного места, которое не напоминало бы ему о смерти друзей. Он показал мне все точки, где он скрывался и рисковал жизнью, например, мост, который он пересекал дважды в день под обстрелом снайперов. В то время ему было около 20, но все события до сих пор очень живы для него - даже в Париже.
Тем не менее, он редко говорит о них. Его фильм настолько зрелый отчасти благодаря тому, что Данис испытал эту жуткую действительность. Ну и, конечно, важно его мастерство и талант.

Я читала оригинальный сценарий Кесьлевского. Это был скорее синопсис, сконцентрированный на образе женщины, ее мужа, возвращающегося из тюрьмы, и трех сестрах; всё остальное оставляло простор воображению. Образы вообще не были разработаны. Данис Танович проделал большую работу по созданию сценария, и по завершении он полностью освоил тему. Я следила за развитием разных версий, с помощью которых он успешно добился создания образцовой конструкции, еще более усовершенствованной на финальной стадии редактирования.
С помощью этой истории, рассказанной с использованием образов и метафор, без обращения к хронологии, мы проникаем в самые глубины каждого сложного характера, без необходимости в психологических пояснениях. Данис Танович сумел тронуть нас переполняющими чувствами, одновременно избежав переливания эмоций через край.

Мне известный случаи насилия в семье, в котором видны абсолютно архаические отношения, и я могу подтвердить, что все в этом фильме достоверно. Эта история вызывает множество вопросов. Данис не хотел, чтобы мы осуждали кого-либо из героев. По сути, ответов нет. Мы не знаем, что именно случилось, но мы видим последствия. Данис показывает нам страдания каждого героя, это очевидно и осязаемо. И это страдание - правда каждого.

Анна упомянула Медею в связи со своей матерью. Она убеждена, что она сводит счеты, не имеющие ничего общего с самой историей. Это - её личная правда, но не «та самая» правда. Такова жизнь! Нам известно всё об отношениях матери с дочерью.
Более того, образ Медеи меня восхищает. Я могу вообразить ее мучения, разбивающие сердце, и тем не менее она – чудовище. Данис Танович не стремится пересматривать этот образ, даже если с целью сосредоточиться на трагедии, его фильм избегает приземленных деталей. Потому что эти мифы продолжают влиять на нас в том, как мы воспринимаем мир, и узнав их можно многому научиться. Было рассказано об ужасе и описано насилие; возможно наихудшее.
Мифы предоставляют нам более надежные охранные грамоты, чем уроки морали. Данис Танович обладает талантом включать отступления в мифологию и философию, в сердцевину развития его истории, чтобы создать атмосферу неопределенности и помочь истории двигаться дальше.
Выступление Жака Перрена на тему «судьба и совпадение» великолепно. Все герои фильма сталкиваются с невозможной любовью, как однажды и мы с вами. Не случайно фильм называется «Ад»!

К счастью, съемки проходили в радостной, веселой атмосфере. Хорошее настроение было, конечно, просто необходимо, чтобы вынести четыре жестких дня съемок моей сцены с Мики Манойловичем! Съемки стали прекрасным приключением. Работать с Данисом всегда приятно. На съемках он радуется, как ребенок. Он здесь, он в отличном настроении, он снимает кино!

источник
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...