Friday, June 01, 2007

Символизм в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый, Красный»/ Symbolism in Kieslowski’s Three Colors: Blue, White and Red (часть 3)

часть 1 (начало)
часть 2 (продолжение)

Значение белого цвета в разных культурах

Белый иногда описывают как отсутствие цвета, хотя у него есть разные оттенки, например, с бледно-желтыми или бледно-синими нюансами. Он наиболее тесно связан со светом, который позволяет нам видеть остальные цвета. Белый символизирует невинность, а в геральдике означает веру и чистоту.

Белый цвет можно считать как отсутствием цвета вообще, так и прекрасной смесью всех цветов; символом неразвращенной, неомраченной невинности в древнем Раю или стремлением человеческого духа вернуться к этому состоянию.

Во многих культурах священники носят белые одежды, символизирующие чистоту и истину. В христианстве те, кого крестят, надевают белое – как и невесты на свадьбах. Души мертвых на суде Божьем изображают в белом, поскольку они очистились, освободились от всех эмоций. Белое одеяние Папы Римского символизирует прославление Христа, милость и чистоту. Уже во времена Пифагора рекомендовалось, чтобы хор, исполняющий святые песнопения и гимны, был облачен в белое. Белые животные, как считалось, были связаны с небесами, а черные – с землей. Символ Святого Духа - белый голубь.

Но белый цвет имеет также отрицательные аспекты, главным образом из-за ассоциаций со смертью. Во многих культурах белая лошадь, увиденная во сне, связывается со смертью, а призраков изображают белыми существами. В традиционной китайской символике белый - цвет старости. Также он связан с одной из четырех сторон света, западом. Еще белый считают цветом неудачи; цветом девственности и чистоты. Когда-то существовало тайное общество в Китае, носившее название Белый Лотос, цель которого состояла в том, чтобы привить более возвышенные традиции.

Белый цвет в фильме «Белый» Кесьлевского

[автор эссе использует материалы из книги Аннет Инсдорф - прим. перев.]

Белый связан с невинностью и смертью – это верно и в отношении фильма Кесьлевского.
Юная невеста, Доминик, одета в белое, с белой фатой, трепещущей как крылья. Кароль по-своему невинен; он не совершил никакого преступления. Единственное, в чем его вина – неспособность выполнить супружеский долг. Из-за этого он теряет все: жену, дом, работу, кредитные карточки и имущество. Когда судья предоставляет Доминик развод, Кароля рвет в белый унитаз, а в ванной он словно обрамлен белым цветом.

Кароль всегда носит белую рубашку или белое нижнее белье. Предпочтение белым оттенкам становится еще более очевидным в эпизоде диалога с братом, Юреком, когда лицо Кароля покрыто кремом для бритья. Его рабочая одежда парикмахера тоже белая.

В начале фильма Кароль - наивный маленький человек, даже голуби испражняются на него, оставляя белый след на пальто – Кароль пытается вытереть его носовым платком. В фильме мы часто видим голубей. Каролю они симпатичны, он улыбается, глядя на птиц - кроме случая, когда они оставляют на нем отметину. На свадьбе, когда новобрачные приближаются к церковному крыльцу, мы видим воркующих голубей.

Во втором реверсивном кадре пара целуется на фоне голубей; в этот момент птицы взлетают, и экран становится белым. Экран белеет и позже в фильме, когда Кароль и Доминик занимаются любовью, и она, наконец, достигает оргазма.

Белый свет довольно часто преобладает в кино. В этом фильме для достижения нужного эффекта немного передержана выдержка. Свет становится особенно белым, когда Кароль видит, как Доминик уезжает на своем белом автомобиле. Белый свет часто используется и для освещения в сценах лиц, которые иначе были бы темными. Лицо Доминик всегда бело, и свет выхватывает ее алебастровую кожу. Она похожа на белую фарфоровую статую - как та, которую крадет Кароль и увозит с собой в Польшу, словно замену Доминик.

Когда Кароль оказывается в Польше, вся Варшава кажется белым фоном. Иногда снежные улицы или замерзший пруд делают всё еще белее. Окружающее все время белого цвета; у зданий белые стены; белые уличные фонари, белые занавески, белые оконные рамы, белые двери, белая плитка на вокзале. Большинство машин в фильме белого цвета.
Даже самолет и трап использованы как белый фон для Кароля – теперь он заперт в чемодане. Снежные белые холмы – фон в сцене, когда воры забирают чемодан, думая, что это сокровище.
[эти "холмы" - горы мусора на городской свалке. Кароль выдыхает, оглянувшись: "Я дома". У Кесьлевского - прекрасное чувство юмора! - прим. перев.]


Когда Кароль наконец выбирается из чемодана, фон снова белый.
Много белых вещей присутствуют в обстановке комнат: в доме брата в Польше, в комнате Кароля - две белые лампы, белая кружевная скатерть, белые занавески, белый телефон; он пьет кофе от белой кружки; белый бюст на белой полке, рядом с белой коробкой.
Белая бумага – основной элемент в течение всего фильма. Сначала это бумаги судьи. Рулоны дипломов парикмахера, планы-чертежи участков земли, которые Кароль скупает; счета, свидетельство о смерти, страницы из книг, бумага на гребешке, на котором он играет – всё белое; хранит деньги Кароль в белой картонной коробке.

Красный цвет в разных культурах

Красный цвет сопровождал человека с начала времен. Пещерные люди для наскальной живописи использовали красный в виде окиси железа. Неандертальцы окрашивали этим цветом тела умерших, вероятно, чтобы придать им теплый цвет крови и жизни.
Красный – мощный цвет; он выделяется и считается возбуждающим. Символически красный ассоциируется с огнем, любовью, радостью, страстью и энергией. Как геральдический цвет красный воплощает храбрость и усердие. Также цвет связан с революцией, кровью и гневом.

В буквальной символике красный цвет интерпретируется по-разному.
В древнем Египте ненавидели животных, в окраске которых присутствовал красный (рыжий) цвет – например, собак - потому что цвет этот связывали с насилием. В древнем мексиканском искусстве красный цвет использовался редко, только в случаях, когда нужно было вышить или нарисовать кровь, огонь и солнце. Красный цвет означал Восток для индейцев майя, а в древней Мексике - Юг.

В старину в Китае красный тоже означал Юг, а в период Династии Чоу (Chou Dynasty) (1056-256 до н.э.) красный считался священным цветом – цветом, дающим жизнь. Красный был также цветом бога удачи, приносящего людям богатство.
Для нас красный до сих пор ассоциируется с Китаем из-за коммунизма и красного флага. Сочетание красного и зеленого цветов в Европе считаются жестким и агрессивным, но в Китае это символ жизни. Мужчин, которые умирают от чрезмерных усилий, занимаясь сексом, называют в Китае «красноглазыми» ("redsighted").

В традиционном христианском искусстве красный был цветом Христа и крови мученика, а также цветом глубокой любви, которую Иоанн питал к своему учителю, Иисусу. Иоанна часто изображают в красных одеждах. Еще – красный огонь Святого Духа.
С другой стороны, в христианстве красный имеет двойственное значение, поскольку грешницы носили красный в Вавилоне – рассаднике шлюх и позора земли, и иконы язычников часто написаны красным цветом. Именно поэтому красный стал цветом ада.
В Индии красный - цвет дня, он означает удовольствие и плодотворность; тогда как черный – цвет ночи. В кельтской традиции красный означал смерть, цвет Красного Всадника, а еще цвет несчастья.

В общепринятой символике красный - цвет любви и страсти, часто связанный с цветами, главным образом розами, и с сердцами. Существуют пословицы со словом «красный», например «сегодня красный, завтра мертвый» (today red, tomorrow dead).
Иногда красный связывают с гневом - говорят «прийти в ярость» (see red). Красный свет ночных клубов означает интимность и проституцию; а красный свет светофора означает остановку.

Красный цвет в фильме Кесьлевского «Три цвета: Красный»

[автор эссе использует материалы из книги Аннет Инсдорф - прим. перев.]

Повторяющаяся тема красного в различных сценах фильма снова и снова отдается эхом его названия. В начале красный цвет использован, когда мы следим за телефонным звонком Мишеля, друга Валентины – по телефонным проводам. Рычаги, поддерживающие провода, красные, так же как мигающий сигнал в конце сцены, означающий, что телефон занят. Красный мигающий огонек, который Мишель получает в ответ на попытку дозвониться любимой девушке, может означать, что любовь в опасности; предупреждает, чтобы он остановился.

В комнате Огюста много красных вещей: красное кресло, стол [скорее, предметы на столе – прим. перев.]. У него красный автомобиль, который часто оказывается в кадре. Не только машина Огюста красного цвета – еще и спортивный автомобиль торговца наркотиками и несколько других машин на улице.

Сразу после того, как мы видим Огюста в его комнате с красными вещами и его красный автомобиль, камера скользит в комнату Валентины – минуя тент кафе, тоже красный. Через окно мы видим в комнате Валентины много красных предметов – красная скатерть, красная ленточка на антенне телефона, которую она трогает, разговаривая по телефону. На ее кровати - красная куртка, которая, как мы узнаём позже, принадлежит ее любовнику. Позже в фильме мы видим много красных предметов и в ее кухне; занавеска в ванной тоже красная.

В большинстве сцен на Валентине надето что-то красное – чаще всего свитер. Даже имя - Валентина – ассоциируется с красным: День Святого Валентина, сердце, любовь. Таким образом Валентина и Огюст представлены нам как люди, которые любят красный – это их общая черта. В фильме они не встречаются, чтобы влюбиться, - но в конце мы предполагаем, что выжив после аварии парома они будут вместе – долго и счастливо.

По соседству с домами Валентины и Огюста – кафе «У Жозефа», с большим красным навесом. По сути это – связующее звено между их домами, соединяющее людей, которые позже влюбятся. Едва ли случайно совпадение, что Жозеф – имя судьи, помогающего этим двоим встретиться, когда он просит Валентину ехать на пароме.

В балетном классе - красные стены, на Валентине - красная юбка для занятий. Здесь красный цвет может выражать страсть. В ветеринарной клинике тоже есть красная стена – я бы сказала, в этом случае цвет символизирует тепло, место, где помогают животным. Есть красные стены и на пароме, как и красные знаки - опасность. Билеты на паром тоже красного цвета, как предзнаменование надвигающейся опасности.


В боулинге красный цвет выделяется особенно. Здесь, как и во многих сценах, Валентина одета в красный свитер; а еще – красный шар для игры в боулинг, стены и стулья в зале.
В кафе, где Огюст видит Карен и ее нового любовника, на столе красная скатерть.
На фото-сессии красный цвет доминирует. На Валентине – красный свитер; на губах – ярко-красная помада; фон – красного цвета. В конце фильма мы видим Валентину в абсолютно таком же кадре - после того, как она спаслась после аварии парома.


Фотосессия становится предзнаменованием того, что ее ожидает.
[В последнем кадре] Одежда спасателей красного цвета – она создает фон для профиля Валентины. Несчастный случай делает ее близкой с человеком, которого она будет любить всю жизнь. Таким образом красный цвет означает любовь. Мечта – в какой-то степени еще одна интерпретация, предчувствие чего-то вне экрана, которое долго длится и после окончания фильма.

В темной комнате (лаборатории) фотографа горит красный свет - когда Валентина приходит выбрать фотографию для рекламы. Фотограф неравнодушен к Валентине – это передано в сцене с помощью красного света, разлитого в тёмной комнате.

Для Кесьлевского очень важен в фильме красный свет светофоров. До того момента, как Валентина сбила собаку, красный светофор заполняет половину экрана. Опасность в повседневности, например, в любви, может быть передана при помощи этой аналогии. Пример тому - эпизод, когда мы впервые видим Карен, подругу Огюста. Она переходит улицу навстречу Огюсту – в этом же кадре виден красный светофор. В фильме есть два момента, когда и Джозеф и Огюст останавливаются на светофоре и видят рекламный плакат Валентины - рекламу жевательной резинки. Это подтверждает догадку, что молодой судья, Огюст, и старый, Керн, ведут параллельные жизни.

В фильме два показа мод, и красный – основной цвет в обоих. В театре - красный занавес, красный балкон, красные кресла и красноватое освещение. На первом показе Валентина одета в темное пальто, но девушка, которая находится на подиуме одновременно с ней – в красном. То же можно сказать и о втором показе – на Валентине черное платье, а девушка рядом с ней – в красном.
У книги по юриспруденции, которую на улице уронил Огюст, красная обложка, как и обложка музыкального альбома Ван Ден Буденмайера (Van Den Budenmeyer).

Все небольшие предметы, обстановка в комнате – отличительная черта «Красного». Кесьлевский однажды сказал, что красный цвет присутствует в фильме не для декорации; он важен. Для меня, после очередного просмотра фильма и приглядывания к каждому кадру, этот цвет означает любовь, страсть, опасность и предостережение для героев о необходимости изменить направление их жизни.


Источник: http://www.petey.com/kk/docs/kiesdis5.zip

Перевод – Е. Кузьмина (с) При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт
http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...