Monday, June 04, 2007

Диссертация: Трилогия Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета»/ Dissertation: Krzysztof Kieslowski's Three Colours Trilogy (часть 1)


Примечание для читателей

Данная диссертация предназначена для людей, многократно смотревших трилогию «Три цвета» и заинтересованных в том, чтобы раскрыть нечто большее, чем просто увлекательный и наполненный смыслом текст. Рассматривая саму форму трилогии, формальные элементы трех фильмов (прежде всего операторскую работу и музыку), а также некоторые важные мотивы, данная диссертация стремится выявить аспекты, объединяющие все три фильма в одно целое.

Режиссер и соавтор сценария Кшиштоф Кесьлевский


Кшиштоф Кесьлевский родился в Варшаве в июне 1941 года. Его отец болел туберкулезом и Кесьлевский провел бóльшую часть детства, переезжая вместе с матерью и сестрой из одного курортного городка в другой. После окончания школы у него не было никакого желания учиться дальше, и он поступил в пожарное училище. Он пробыл там всего три месяца и вернулся домой с твердым намерением учиться.

Лицей театральной техники (Paсstwowe Liceum Techniki Teatralnej) был первым учебным заведением, куда приняли Кесьлевского. Не исключено, что единственной причиной его поступления стало то, что родители обратились к дальнему родственнику, которого Кесьлевский раньше не знал, и который был директором лицея. Сначала Кесьлевский стремился стать театральным, а не кинорежиссером. Театральные режиссеры в Польше в то время должны были иметь высшее образование, и из множества вариантов Кесьлевский выбрал обучение в киношколе. «Возможностей было много, но я подумал: почему бы не выбрать кинорежиссуру как путь к режиссуре театральной. В конце концов, это профессии очень близкие».1

Кесьлевский дважды не смог поступить в Киношколу в Лодзи и каждый раз был вынужден ждать год до новой попытки. В течение года он работал в секторе культуры районного совета на Жолибоже (Zoliborz), а также костюмером в театре.


После второй неудачной попытки поступить в киношколу основной целью Кесьлевского было не попасть в армию и поэтому ему приходилось все время учиться. Он учился на преподавательских курсах и год занимался рисованием, делая вид, что хочет быть учителем. Наконец, после того, как он длительное время доказывал комиссии, что страдает шизофренией, его признали негодным для военной службы даже в случае войны.
Кесьлевский провел десять дней под наблюдением в военном госпитале, а спустя четыре дня после выхода оттуда в третий раз сдавал двухнедельные вступительные экзамены в киношколу Лозди. На этот раз ему удалось поступить.

В школе преподавали историю кино, фотографию, технику работы с актерами. Кесьлевский мог смотреть и обсуждать многие фильмы, недоступные для польского зрителя. Каждый год он снимал один или два фильма, как художественные, так и документальные, в основном по собственным сценариям.

Дипломный фильм Кесьлевского, «Из города Лодзь» (Z Miasta lodzi / From the City of lodz (1969), был по сути профессиональным - снят на базе государственной киностудии документального кино в Варшаве, финансируемый совместно школой и студией. Его переход в профессионалы пошел очень гладко.

В течение следующих десяти лет Kесьлевский снял тринадцать документальных фильмов, одну документальную драму, три телевизионные драмы и два фильма. В следующие восемь лет (до «Декалога» (1988) он снял лhишь три документальных фильма и три художественных, включая «Без конца» (1985), ставший первым фильмом, созданным в соавторстве с Кшиштофом Песевичем (cоавтор трилогии «Три цвета»).

В 1988 году Кесьлевский впервые обратил на себя международное внимание фильмом «Декалог», серией коротких фильмов (каждый продолжительностью около 55 минут), вольно основанных на Десяти Библейских Заповедях. Сценарий снова написан в cоавторстве с Песевичем, а два из десяти фильмов были сняты в двух версиях: одна для кино («Короткий фильм об убийстве», «Короткий фильм о любви» (1988), другая для телевидения («Декалог 5», «Декалог 6»). Все десять историй происходили в одном районе Варшавы и поднимали проблемы вины, недоверия, одержимости и смирения.

«Двойная жизнь Вероники» (1991) стал для Кесьлевского первым опытом работы вне Польши, с 'западными' деньгами. Фильм рассказывает историю двух идентичных молодых женщин, не знающих о существовании друг друга, но чувствующих, что не одиноки в мире. Вероник (Veronique) живет во Франции, Вероника (Weronika) в Польше. Вероника прекрасно поет, но страдает болезнью сердца, и вынуждена сделать выбор - продолжать ли петь, несмотря на опасность для жизни. Победив на конкурсе певиц, она решает петь, но на первом же концерте случается приступ и она умирает. Только после её смерти Вероник осознает, что у нее был двойник. Она отказывается от карьеры певицы, тем самым сохранив свою жизнь. Образ женщины с прекрасным голосом, но страдающей от болезни сердца, был впервые выведен в «Декалоге 9».

Биография Кшиштофа Песевича

Кшиштоф Песевич родился в Варшаве 25 октября 1945 года. В 1970 году он закончил Варшавский университет, получив диплом юриста. После трех лет практики в суде, он решил специализироваться в области уголовного права. После введения в Польше в декабре 1981 года военного положения, Песевич решил более активно участвовать в политических разбирательствах, выступая защитником активистов "Солидарности". Он был одним из представителей обвинения на суде по делу против служб безопасности, обвиняемых в убийстве Отца Иржи Попелушко (Jerzy Popieluszko).

Впервые Песевич и Кесьлевский встретились 1982 году, когда Кесьлевский хотел сделать документальный фильм о политических процессах во время военного положения.

1 Krzysztof Kieslowski, Danusia Stok (ed.), Kieslowski on Kieslowski, (Faber and Faber Limited, 1993) p. 23 [О себе]

продолжение - часть 2

источник: Dissertation: Krzysztof Kieslowski's Three Colours Trilogy
By: Gerard Sampaio, gerard@src.gla.ac.uk

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...