Wednesday, May 30, 2007

Символизм в трилогии Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый, Красный»/ Symbolism in Kieslowski’s Three Colors: Blue, White and Red (часть 2)

часть 1 (начало)

АНАЛИЗ

Символизм цвета

Каждый цвет спектра несет зрителю молчаливое послание. Это восприятие - результат нашего видения, естественного окружения и влияния общества и культуры, в которых мы живем.

Психология цвета - одна из самых приблизительных наук, но также и одна из самых важных и популярных. Цвета ассоциируются с нашими эмоциями и могут влиять на подсознание. Большинство людей знакомо с влиянием определенного цвета на эмоции. Цвета, которые считаются теплыми или горячими, например, красный и оранжевый, вызывают ощущение скорости, волнуют или пробуждают яркие эмоции.

Существуют метафоры и архетипы, связанные с определенными цветами: синий - холодный, надежный, цвет духовности, который мы связываем с небесами и водой; белый - чистый, религиозный цвет - часто связан со Святым Духом, невинностью и чем-то более предметным, например, снегом. Красный наиболее эмоционально-насыщенный цвет, означает любовь и секс, энергию, доблесть, огонь, тревогу и опасность, а в негативном смысле - агрессивность, войну, гнев и даже грех. Мы склонны ассоциировать красный с опасностью, пожарными машинами, кровью, розами и адом.

С самого начала истории различные культуры по-разному использовали цвета, - так же, как и мы сегодня.

Значение синего цвета в различных культурах

Самая сильная ассоциация синего цвета - с небом, морем и водой. Будучи холодным и ретроактивным, касающимся прошлого, синий действует умиротворяюще. Он символизирует мир, веру, созерцательность, правду и Рай, небеса. В геральдике синий используется для обозначения благочестия и искренности. Это цвет, наиболее полно символизирующий духовное. В отличие от красного, это холодный цвет, склоняющий людей к расслабленности и размышлениям.

Психологи связывают синий цвет с умственным/духовным расслаблением и со спокойным, словно свысока, отношением к жизни. Синий - цвет небес; в древнем Египте был связан с Богом небес, Амон Ра.

Синий - самый глубокий и наименее материалистический цвет, символ правды. Он отражает пустоту воздуха, воды, хрусталя и алмаза. Именно поэтому синий - цвет стабильности.
Зевс и Яхве утверждают истинность лазури. Считается, что амулеты синего цвета защищают от «дурного глаза».
Пелерина скандинавского бога Одина – синяя, как и плащ Девы Марии; на поэтическом языке ее также называют Синей Лилией. В индийской мифологии Бог Вишну в его инкарнации Кришны – синего цвета. Иисус часто изображается в синих одеяниях.
Синий цвет - символ Господней истины и вечности, и поэтому всегда будет означать бессмертие.

В древнем Китае существовали разные представления о синем цвете. В традиционном искусстве существа с синими лицами – это или демоны, призраки, или бог литературы, "K'ui-hsing", когда-то покончивший самоубийством из-за неосуществленных амбиций.
Первоначально для обозначения этого цвета в китайском языке даже не было слова, за исключением "ch'ing", которое передавало все оттенки - от темно-серого до сине-зеленого. Слово "ch'ing" использовалось и для обозначения «жизни/образа жизни» ученого или мудреца – ведь обучаясь, он пребывал в синем отсвете лампы. Современное китайское слово "синий" - "lan" - значит индиго, общепринятый цвет рабочей одежды в современном Китае.
В Китае
с синим цветом были также связаны дерево и одна из четырех стран света, восток.

Синие цветы, синие глаза, синие полосы и ленты в некоторых культурах считаются уродливыми или приносящими неудачу. В Европе, наоборот, синий цветок символизирует романтику и связан с высокой духовностью человеческого сознания.

В древних мексиканских рукописях с иллюстрациями бирюзе и воде придавали легкий сине-зеленый цвет, но в символике Рая синий цвет никакой функции не выполнял.

В символике, традиционной для жителей Центральной Европы, синий цвет означает преданность, а также нечто таинственное. Например, выражение «синий свет» означает нечто вводящее в заблуждение и опасное.

Есть пословицы, связанные с синим цветом, например, it came out of the blue - о чем-то неожиданном. Это может быть связано с таинственностью синего цвета или с небесами – ведь дословно «это вышло из синего цвета» можно понимать как «нечто упавшее с неба», чего никто не ожидал и не знает, почему или откуда это появилось.

Синий цвет означает определенное настроение, обычно печаль, а грустная музыка называется блюзом.

Тот факт, что синий цвет в некоторых культурах связан с алкоголизмом, не так легко объяснить. Возможно, это происходит потому, что у людей, в течение многих лет пивших, носы и щеки бывают синеватого оттенка.

В доисторическом искусстве синий цвет использовался редко. Причина этого, вероятно, в том, что приготовить краску синего цвета было нелегко; трудно достать материал для его создания.

Синий цвет в фильме «Синий» Кесьлевского

[отмечу постфактум, что автор данного эссе активно использует материал из книги Аннет Инсдорф "Двойные жизни. Вторые шансы", хотя источник ею не указан. - прим. перев.]

В начале фильма, как раз перед аварией, мы видим едущий синий автомобиль: машина цвета морской волны, семейный автомобиль Жюли, Патриса и Анны. Мы смотрим словно снизу, из-под автомобиля, но видим и картину окружающего; это, скорее всего, раннее утро. Цвет насыщенно синий, туманное утро. В кадрах, снятых крупным планом, заметно, что даже трасса кажется скорее синей, чем серой. Синий оттенок особенно ясно виден, когда Анне нужно выйти из машины в туалет.
В течение фильма мы видим много автомобилей - от серого до черного цвета, но всегда с синим оттенком. Даже у Сандрин серо-синяя машина. Оливье - единственный, у кого автомобиль коричневого оттенка, в этом его отличительная черта.

Жюли носит одежду в черно-синей гамме. Исключение – белый халат в больнице и белая футболка, в которой она спит. Во всех остальных случаях она надевает черное и синее – чаще всего синие джинсы, черные топ и пиджак. Она словно вся изранена, в ушибах и синяках – внутренне и внешне; и ее одежда словно напоминает об этом. Другие герои фильма носят одежду серых, синих и черных оттенков, но в отличие от Эюли, не постоянно.

В начале фильма, прямо перед аварией, Анна, дочь Жюли, выбрасывает из окна автомобиля обертку от леденца на палочке - синюю; она летит - незадолго до смерти девочки являясь предзнаменованием полета ее души к вечности, к синему небу.

Позже Жюли находит в своей сумочке такой же леденец; она съедает его – гневно, с чувством утраты – словно хочет проглотить боль своей жизни и начать сначала. Я всегда считала реакцию Жюли на найденный леденец одним из самых ярких указателей на невозможность для неё оградиться от воспоминаний.
Синяя лампа Анны - единственная вещь, которую она берет с собой на память о прошлом.

Следующая сцена происходит в больнице, когда Жюли просыпается и осознает, что ее муж и дочь погибли в автокатастрофе. Оливье приносит маленький портативный телевизор, чтобы она могла увидеть похороны. Когда он включает телевизор, на экране с синим оттенком видно небо и летящий дельтапланерист. Остальные эпизоды с кадрами экрана телевизора сняты похожим образом. Сначала – старик, прыгающий с высоты на эластичном тросе, на фоне синего неба. Потом - канатоходец; фон снова синий. Эти образы символизируют определенную свободу - человек всегда мечтает о том, чтобы быть свободным, как птица в полете.

На похоронах все одеты в синее, серое, черное или сочетания этих цветов - гости, музыканты, представители СМИ и человек, произносящий прощальную речь.

Когда Жюли думает/спит или мысленно слышит «Концерт для Европы», музыку, которую писал ее муж, синий свет внезапно ложится на ее лицо. Жюли сидит с закрытыми глазами, но вдруг
услышав музыку открывает их. Она выглядит так, словно увидела призрак, как будто ее преследуют воспоминания. Свет почти сверхествествен, и кажется, что это всплывают воспоминания Жюли, которые она тщетно стремится подавить. Так случается дважды - во второй раз когда дверь квартиры захлопнулась и Жюли проводит ночь на лестнице. Кажется, что все происходит, когда она пребывает в промежуточном состоянии, где-то между бессонницей и сном.
Еще в одном эпизоде она проигрывает на фортепьяно несколько нот, но когда останавливается и захлопывает крышку, ударив пальцы, на ее лице появляется отражение синего света.

Снаружи больницы - синяя стена, которая привлекает наше внимание, когда Жюли навещает женщина-репортер, готовящая документальный фильм о жизни Патриса. На лице Жюли отражается синий цвет стены; стена заполняет половину кадра - держа репортера на том расстоянии, на каком Жюли хочет, чтобы она оставалась.

Когда Жюли впервые после катастрофы приходит в свой дом, ее первый вопрос - все ли вещи вывезли из синей комнаты. Вскоре мы обнаруживаем, что синяя комната принадлежала ее дочери Анне. Когда Жюли входит туда, она видит, что синяя люстра дочери все еще там.

Эмоционально, с болью, она отрывает несколько стеклышек и сжимает в руке. Стеклянные украшения люстры имеют форму слезы, подчеркивая печаль Жюли, когда каждый взгляд на люстру напоминает о смерти ее дочери. Синяя люстра из комнаты дочери - единственная вещь, которую она забирает с собой из прошлого в новый дом в Париже.

В фильме много эпизодов с отблесками от люстры – это красивые визуальные картины. Иногда отражения пляшут отсветом на лице или руке Жюли; иногда лампа видна на переднем плане. К люстре привлекает внимание рассказ Люси. Жюли немного нервничает, когда Люси касается люстры: она драгоценна, никто не смеет к ней приближаться. Лампа, несомненно, самое ценное, чем владеет женщина, которая стремится сбежать от прошлого, избавившись от всех вещей, кроме этой. Она - символ ее любви к Анне, любви и воспоминаний о ее ребенке, от которых ей никогда не убежать. В течение всего фильма душа Анны все еще с Жюли – это показано с помощью синей люстры.

Папка с записями и фотографиями, которую принес Оливье, тоже синяя.
Чернила, которыми написана музыка, иногда тоже синие – чернилами этого цвета пишет Жюли.

Жюли четыре раза показана в бассейне - каждый раз очень расстроена, в попытке задушить воспоминания. Три из этих четырех раз вода в бассейне насыщенно синяя - еще более синяя, чем обычно в бассейнах. Для получения такого эффекта использован фильтр. Единственный раз бассейн в его естественном цвете - когда приезжает Люси, чтобы говорить с нею: Жюли не одинока, следовательно, цвет естественен. Но когда она одна, синий цвет более ярок, заставляя нас думать, что в нем - причина ее душевного состояния. Мысленно услышав музыку - она погружается глубоко в воду.

Жюли идет в стрип-клуб, где работает Люси, и случайно видит по телевизору документальный фильм о Патрисе: вся сцена насыщенно синяя. Не только настроение грустное, не только экран телевизора синего оттенка - все остальное тоже синее. Появляется синий фон, когда говорит Оливье. Все люди на фотографиях из жизни Патриса одеты в синее, серо-синее и черное. Некоторые из фотографий, особенно фото Жюли, ясного синего оттенка. Наиболее поразительная синяя вещь из всех в этой сцене – платье Сандрин на фото, где Жюли видит, как та склонила голову Патрису на грудь.

Когда Оливье играет для Жюли музыку, написанную им, на фоне брезжит синяя тень. Синий цвет всегда связан с музыкой – всегда, когда мы слышим отрывки, написанные Патрисом, Жюли или Оливье, мы видим синий свет, его отражение или оттенок.

В заключительной сцене, где жизнь Жюли проносится в ее сознании, когда она занимается любовью с Оливье, экран телевизора, который смотрит ее мать, синий; Люси в синем свете видит двух танцовщиц; экран сонограммы, где Сандрин видит своего будущего ребенка, тоже синий. Сандрин касается экрана, будто пытаясь коснуться ребенка - это похоже на кадр, когда Жюли касается крошечного гроба ее ребенка на телевизионном экране.

Теплые золотисто-коричневые фильтры довольно часто использованы в «Синем» как контраст синему цвету. Этот золотисто-коричневый тон присутствует во всех фильмах трилогии, объединяя их.


часть 3 (окончание)

Источник: http://www.petey.com/kk/docs/kiesdis5.zip

Перевод – Е. Кузьмина (с) При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...