Thursday, April 26, 2007

С кинокамерой: лучшие операторы Польши / Behind the Camera: Poland’s Best Cinematographers

источник: Behind the Camera: Poland’s Best Cinematographers

Если музыка [Збигнева Прейснера] объединяет «Декалог», связав все десять фильмов в телесериал, то операторская работа служит противоположной цели, поскольку от эпизода к эпизоду вносит в визуальный ряд тонкие, едва уловимые различия. В работе над «Декалогом» приняли участие девять самых лучших кинооператоров Польши, каждый работал над отдельным эпизодом – кроме Петра Собочинского (Piotr Sobocinski), который снял две истории.

Изначально Кесьлёвский планировал, что каждый эпизод будут делать разные режиссеры. Написав сценарий к сериалу в соавторстве со своим другом и коллегой Кшиштофом Песевичем (Krzysztof Piesiewicz), он намеревался доверить по одному эпизоду десяти молодым режиссерам. Но, как объяснял сам Кесьлёвский, именно из-за его соавторства в написании сценария он не смог так поступить и, когда пришло время, «захотел всё сделать сам», а чтобы избежать в сериале визуальных повторений решил использовать для каждого эпизода разных операторов.

«Декалог» - прекрасная возможность осознать вклад оператора в кинопроцесс. Обычно режиссер советуется с оператором о том, как достичь желаемого настроения, образности и общей визуальной концепции. В таком случае оператор несет ответственность за освещение, особенности композиции, движение камеры, за выбор камеры, объективов, фильтров и запас пленки.

Лучшим операторам присущи особенности, характеризующие их фильмы: это может быть стиль, подобный документальному кино; или стандартный студийный; он может создавать эмоциональную атмосферу или быть строго реалистическим. В Польше вклад операторов более творческий, чем в киноиндустрии других стран. Они создают облик фильма, тогда как режиссер концентрируется на сценарии. По словам Славомира Идзяка (Slawomir Idziak), снимавшего «Декалог 5», в процессе создания мира его фильмов Кесьлёвский полностью доверился операторам; от них зависела постановка декораций, композиция кадров и постановка света.

У каждого из операторов «Декалога» были свои сильные стороны и технические предпочтения, которые можно заметить при повторных просмотрах фильма. Некоторые из операторов, включая тех, о ком пойдет речь ниже, продолжили свою карьеру за пределами Польши, работая над совместными проектами, или заслужили признание в качестве операторов крупнобюджетных голливудских фильмов. После распада Советского Союза и упадка коммунизма в странах Восточного блока, средства, выделявшиеся на кинопроизводство, истощились. Хотя ситуация с кинопроизводством Польши была лучше, чем в большинстве стран, она все же была шаткой, ведь в условиях новой рыночной экономики приходилось конкурировать с другими отраслями промышленности за небольшие деньги. Так что многие операторы и кино-персонал покинули Польшу для работы в других странах.

Пётр Собочиньский (Piotr Sobocinski, 1958 - 2001)

Пётр Собочинский – единственный оператор, который в «Декалоге» снял два эпизода: "Декалог 3: Чти день субботний" и "Декалог 9: Не возжелай жены ближнего своего." В обоих фильмах широко используется приглушенный свет (темный стиль освещения), особенно в «Декалоге 3», события которого происходят на протяжении одной ночи и где есть эпизоды, требующие специфического освещения – морг и вытрезвитель.

Пётр - сын легендарного польского оператора Витольда Собочинского (Witold Sobocinski), фильмы которого были сняты в период, когда политические барьеры помешали западному миру увидеть большую часть его работ. Витольд также преподавал в знаменитой «Национальной школе кинематографии, телевидения и театра» в Лодзи, и неудивительно, что его сын Пётр закончил эту школу, следуя по стопам отца.

В «Декалоге» Пётр Собочинский сработался с Кесьлёвским. Позже он стал оператором фильма «Красный», одного из трилогии «Три цвета». За эту работу его номинировали на награду киноакадемии.

В начале 1990-х, после работы с режиссером Мартой Месарош (Mészáros Márta) над фильмом «Седьмая комната», Собочинский уехал из Польши. После этого он работал только в Голливуде. Операторская работа в фильмах «Сердца в Атлантиде» с режиссером Скоттом Хиксом, «Сумерки» с Робертом Бентоном и «Глаза ангела» с Луисом Мандоки демонстрирует склонность оператора к сдержанной технике с использованием темных тонов, передающих настроение. Работы Собочинского часто разбирали рецензенты и один из них отметил, что его съемки в «Сумерках» создают впечатление, будто «мы следим за событиями сквозь стакан бурбона».

В начале работы в Канаде над фильмом «В ловушке» в 2001 году, Собочинский внезапно скончался на съемках. «Сердца в Атлантиде», последний снятый им фильм, был посвящен ему.

Славомир Идзяк (Slawomir Idziak

Славомир Идзяк снял один из самых известных эпизодов «Декалога», который также отличается собственным визуальным стилем, "Декалог 5: Не убий". Идзяк активно использовал фильтры для достижения зернистого, размытого, монохромного изображения, соответствующего тяжелой теме фильма. Хотя сначала Кесьлёвский сомневался по поводу использования насыщенных фильтров, Идзяк не соглашался снимать без них.

До «Декалога» опытный оператор работал с Кесьлёвским над несколькими телевизионными фильмами. Позже они снова сотрудничали - в «Двойной жизни Вероники» и «Три цвета: Синий».

Идзяк начал карьеру оператора в 1969 году, снимая для польского телевидения. Сначала он заслужил признание, сотрудничая с Кшиштофом Занусси (Krzysztof Zanussi), еще одним великим польским кинорежиссером. Впервые как оператор он работал с Занусси в 1975 году над фильмом «Квартальный отчет», но международная известность пришла в 1984 году, после «Года спокойного солнца» (Year of the Quiet Sun).

Репутация и известность помогли ему в середине 1990-х найти работу за пределами Польши, включая и первый англоязычный фильм «Путешествие короля Августа» (The Journey of August King) в 1995 году. Идзяк предпочитает работать в разных странах, а не только в Голливуде. Он снимал в Германии, Англии и Ирландии. Однако именно его работа с Ридли Скоттом в фильме "Черный Ястреб" (Black Hawk Down) в 2000 году оказалась основным моментом карьеры, по крайней мере, что касается наград и почестей. Пыльные выжженные городские пейзажи и песчаные ночные съемки, сделанные через фильтры, напоминают о его работе над «Декалогом», тогда как ровная съемка «с рук» принесла ему еще большую известность. Среди наград, полученных Идзяком за «Черного Ястреба», была награда британской киноакадемии и номинация на «Оскар».

Назад в Польшу

Будучи менее известными в других странах, некоторые из операторов «Декалога» остались в Польше, наслаждаясь успехом и признанием на родине. Учитывая недостаток средств для художественного кино, многие из них снимали документальные и телефильмы.

Эдвард Клозиньский (Edward Klosinski), снимавший «Декалог 2: Не поминай имени Господнего всуе," закончил Национальную школу кинематографии в Лодзи в 1967 году. Как и многие дипломированные специалисты польской киношколы, он работает над художественными и телефильмами, начав снимать их приблизительно одновременно. Сотрудничество Клозиньского с Кесьлёвским началось с «Декалога». Он известен как третий оператор трилогии «Три цвета», сняв «Белый». Кроме Кесьлёвского, оператор активно сотрудничал с Кшиштофом Занусси и Анджеем Вайдой (Andrzej Wajda), включая отмеченный многими наградами фильм "Человек из железа" (Man of Iron) последнего.

Анджей Ярошевич (Andrzej Jaroszewicz), снявший "Декалог 8: Не лжесвидетельствуй", работал во Франции и Германии, но не уезжал далеко от родной Польши. Избранный президентом польского Союза Кинематографистов в 1997 году, Ярошевич предпочитает сотрудничать с польскими режиссерами на благо родной страны. Он один из настоящих операторов-изобретателей, разработавший устройство, защищающее камеру от намокания под дождем и недорогой гироскоп для съемок движущихся объектов с машины.

Другие операторы «Декалога» сняли собственные фильмы как режиссеры, включая Витольда Адамека (Witold Adamek), оператора "Декалога 6: Не прелюбодействуй" и Яцека Блавута (Jacek Blawut), снявшего «Декалог 10: Не возжелай добра ближнего своего". Он – режиссер документального фильма "Ненормальное" (The Abnormal), получившего награду критиков на международном фестивале документалистов в Мангейме. Адамек стал знаменит, снимая комедии, самые известные из которых - «Понедельник» и его продолжение «Вторник».

Перевод – Е. Кузьмина (с) При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...