Sunday, March 25, 2007

Музыка Збигнева Прейснера / The Music of Zbigniew Preisner

источник: The Music of Zbigniew Preisner

Збигнев Прейснер(Zbigniew Preisner) был совсем неизвестным композитором, когда в 1988 году согласился написать музыку для всех десяти эпизодов «Декалога» Кшиштофа Кесьлёвского. Проект был настоящим вызовом, ведь музыка к каждому фильму должна была немного отличаться, одновременно сохраняя целостностью. Успех Прейснера в этом проекте принес всеобщее признание и вывел его карьеру на международный уровень.

Принимая во внимание его мировую известность, нельзя не удивиться, узнав, что Прейснер формально никогда музыку не изучал.

Прейснер родился в 1955 году в польском городе Бьелксо-Бьяла (Bielsko-Biala). Он поступил на отделение истории и философии в Краковском университете (Jagiellonian University), где изучал историю искусств. Он занимался музыкальным самообразованием, покупал записи и реконструировал композиции, переписывая отрывки и куски, чтобы выразить своё восхищение или внести улучшения в оригинал. Для оттачивания навыков он использовал собственные композиции, исполняя их со студентами краковской музыкальной академии (Krakow's Academy of Music). Около 1977-78 годов он обнаружил небольшое кабаре в Кракове и начал писать музыку для знаменитого «Винного погребка под Овном» («Piwnica pod Baranami» /Cellar Under the Ram).

Вскоре после этого молодой польский кинорежиссер Антони Краузе (Antoni Krauze) просит Збигнева Прейснера написать оригинальную музыку к своему фильму «Прогноз погоды». Хотя фильм по политическим причинам долгие годы лежал потом на полке, этот опыт стал началом карьеры Прейснера как композитора, работающего для кино. Через Краузе Прейснер познакомился с Кшиштофом Кесьлевским, который искал кого-то, кто написал бы музыку к фильму «Без конца».
Эта работа стала началом дальнейшего многолетнего сотрудничества и прочной дружбы.

«Декалог» – великое кинематографическое достижение. Фильм состоит из десяти отдельных историй, которые, тем не менее, связаны в единое целое, имея основой Десять Заповедей. Один из связующих элементов – музыка, представляющее видение композитора Збигнева Прейснера. Несмотря на единство стиля, сама музыка не совсем одинакова; отличается от эпизода к эпизоду. Иногда чувственная, иногда ошеломляющая, музыка каждой серии передает доминирующее настроение или идею. Так, в «Декалоге 5», основанном на заповеди «Не убий» ("Thou shalt not kill"), ограниченное использование лишь нескольких музыкальных заметок оттеняет просто рассказанную историю убийства и возмездия.

После музыки к «Декалогу» Прейснер начал работать над музыкой к другому фильм Кесьлёвского, «Двойная жизнь Вероники», а также к получившей всеобщее признание трилогии «Три цвета: Синий, Белый, Красный». Он также сотрудничал с другим польским режиссером, Агнешкой Холланд (Agnieszka Holland), начиная с «Убить священника» (To Kill a Priest) в 1988 году и продолжив в картине «Европа, Европа» (Europa, Europa, 1991), «Оливье, Оливье» (Olivier, Olivier, 1993) и «Таинственный сад» (The Secret Garden, 1995).

Международное признание после «Декалога», «Вероники» и «Европы, Европы» обратили на композитора внимание голливудских кинопроизводителей, и в 1991 году Прейснер пишет музыку к фильмам Луи Мандоки (Luis Mandoki) «Игры в полях Господних» (At Play in the Fields of the Lord) и «Бескрайняя империя» Джона Ирвина (John Irvin's Eminent Domain). С тех пор он написал музыку к целому ряду фильмов по всему миру, от «Corazon Iluminado» Гектора Бабенко (Hector Babenkо) до «Всё о любви» (It's All About Love) Томаса Винтенберга (Thomas Vinterberg).

[Музыка Прейснера - украшение гламурного и трагичного "Ущерба" Луи Малля - прим. автора блога ]

Прейснер определяет свой собственный стиль в музыке как «романтизм», обращается к произведениям Паганини (Paganini) и Сибелиуса (Sibelius), а также к польским композиторам-романтикам. Он избегает современных музыкальных стилей из-за отсутствия в них четкой мелодии. Збигнев Прейснер описывает собственные произведения словом «творения», потому что считает, что его музыка не является ни классической, ни традиционной музыкой кино. Это нечто между. Свой метод Прейснер вырабатывал, создавая музыку для фильмов Кшиштофа Кесьлёвского.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, почему «Реквием по другу» (Requiem for a Friend), первая самостоятельная работа Прейснера, посвящен памяти Кесьлёвского.

Идея создания «Реквиема» родилась, когда Кесьлёвский консультировался с Прейснером о постановке серии концертов в классическом стиле, которые были бы живее и театральнее традиционных. Но режиссер умер до начала каких-либо работ в этом направлении.
Стремясь «преподнести в дар моему другу нечто особенное», Прейснер написал первую часть Реквиема за три ночи, последовавшие после смерти режиссера. Первая часть была задумана специально для Кшиштофа Кесьлёвского, тогда как остальное навеяно любовью, уважением и восхищением, которые Кесьлёвский, Прейснер и соавтор сценария «Декалога» Кшиштоф Песевич (Krzysztof Piesiewicz) питали друг к другу.

Говоря о «Реквиеме по другу» Прейснер замечает: «Не знаю, как у вас в жизни, а у меня очень немного людей, с которыми мне хотелось бы проводить время. Одним из таких людей был Кшиштоф Кесьлёвский...»

Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://cinema-translations.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...